Главная страница   |   Библиотека  |   Архив  |   Книжное собрание  |   Наша деятельность  |   Материалы и исследования  |   Наш адрес  |   "Медиа-зал"  |   Ссылки  |

     

Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»

приглашает


3 сентября 2004 г. в 17-00

на творческий вечер

инока Всеволода
(Джорданвилль, США)

     

Инок Всеволод (Филипьев) - автор книг «Крещение покаяниемъ», «Святорусское откровение миру», «Сокровенное», «Ангел Апокалипсиса», «Начальник тишины», «Путь святых отцов», и многочисленных статей на русском и иностранных языках, член Союза писателей России. В настоящее время живёт в Джорданвилле (США), где преподаёт патрологию и гомилетику в Свято-Троицкой семинарии, а также работает в монастырском издательстве.

     В 2002 г. инок Всеволод возродил в формате интернетной страницы журнал «Русский инок», получив на это благословение митрополита Лавра Восточно-Американского и Нью-Йоркского - настоятеля Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.
     

     

Новая книга инока Всеволода - «Охранительство» - предназначена для интересующихся и дорожащих традиционным святоотеческим Православием. Это сборник статей, который состоит из трёх частей.
     В первой части - «Охранительное богословiе» - представлены материалы, посвящённые сложным внутрицерковным и богословским вопросам XX и XXI веков, в частности, духовным причинам революции 1917 года, взаимоотношениям Церкви и безбожной власти, «календарному вопросу», экуменизму, «догмату искупления» и т. д.
     Во второй части - «Охранители русскаго зарубежья» - собраны уникальные материалы о Русском Православии за границей, в частности, исследования об архиепископе Аверкии (Таушев), джорданвилльском иконописце архимандрите Киприане, иеромонахе Серафиме (Роуз), мученике Иосифе Муньосе.
     В третьей части – «Охранительство сердца» - собраны проповеди и статьи, раскрывающие духовное наследие Православия в свете современности.
     Статьи сборника написаны и изданы по старой (дореволюционной орфографии), в соответствии с их охранительным содержанием.

     Книга начинается со статьи «Смыслъ охранительства», в которой говорится следующее:
     «Охранительство значитъ охрана. Охранника иначе называютъ стражникомъ или постовымъ, то есть стоящимъ на стражЂ, на посту. Постъ – синонимъ охранительства. Церковный постъ подобен по сущности своей церковному охранительству. Духовный смыслъ охранительства открывается при выясненiи цЂлей церковнаго поста. Православное охранительство призвано оберегать евангельскiя истины, создавать условiя для жизни по нимъ. Оно противостоит всякому злу, защищаетъ добро и правду, возвышает и возвЂщаетъ евангельскiй идеалъ, обличаетъ духъ вЂка сего, духъ времени.
     …Православное охранительство – это стоянie разумомъ въ истинЂ, сердцемъ – въ непрестанной молитвЂ, жизнью – въ дЂлахъ любви, стоянie даже до смерти».

     

Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле Митрополит Лавр Восточно-Американский и Нью-Йоркский во время престольного праздника Святой Троицы в Джорданвилле, 2003. Иподиаконствует и. ВсеволодВнутреннее убранство храма Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле называют Лаврой Русского Зарубежья.
     Основатель монастыря - сын зажиточного крестьянина Гродненской губернии Пётр Адамович Нижник, впоследствии архимандрит Пантелеймон. В начале 1914 г. он приехал в Америку на некоторое время, но вспыхнувшая Первая мировая война, а затем российская революция, к которой он относился весьма отрицательно, заставили его отказаться от возвращения на родину и обосноваться в США. Воспитанный в благочестивой, патриархальной семье, молодой человек решил свою жизнь посвятить служению Богу и Церкви. Он поступил в православный Тихоновский монастырь в Пенсильвании и принял монашество, а уже в 1921 г. монах Пантелеймон был рукоположен в иеромонахи.
     В 1926 г. о.Пантелеймон, мечтая основать свой скит, решил поступить на работу, откладывать деньги, отказывая себе во всём, чтобы приобрести землю для постройки храма. Он трудился на авиационном заводе знаменитого русского изобретателя И.И.Сикорского до 1928 г., когда на скопленные средства отправился в поисках земли на север, в сторону Олбани (штат Нью-Йорк).
     В двенадцати милях от города Херкимер отец Пантелеймон нашёл запущенную фермерскую землю в 304 акра. Хозяин продавал 300 акров, на которых был небольшой домик с хозпостройками, оставив себе капитальный дом на четырёх акрах. Требовалось сразу внести половину стоимости пустоши Джорданвилля, т. е. 2500 долларов. Семьсот долларов о.Пантелеймон накопил и частично собрал на святое дело, пятьсот дал псаломщик-регент Иван Колос, который потом под именем Иосиф тоже станет архимандритом.
     Недостающие 1300 долларов для первого взноса вскоре были собраны, частично - среди рабочих завода Сикорского. Сделку на покупку иеромонах заключал уже во главе четырех сподвижников, так же стремящихся к уединенной молитвенной жизни.
     Чтобы окончательно расплатиться за Джорданвилль, о.Пантелеймон и его собратья продолжали работать и собирать деньги. К 1933 г. долг был погашен, и о.Пантелеймон решил приступить, наконец, к осуществлению своей заветной мечты. Начали обзаводиться инвентарем, обрабатывать пашню, завели молочное хозяйство, а весной 1934 г. приступили к постройке большого монастырского деревянного дома.
     К празднику Святой Троицы 1935 г. дом и церковь были готовы. На Духов день обитель освятил приехавший из Нью-Йорка епископ Виталий (Максименко) и нарек её во имя Святом Троицы. В сослужении отца Пантелеймона он совершил литургию. Небольшая церковь была полна молящихся: собрались окрестные фермеры, приехали богомольцы из Нью-Йорка. Когда литургия окончилась и Владыка начал проповедовать, внезапно раздался крик: «Пожар!»
     Люди бросились во двор и увидели высокий черный столб дыма, взметнувшийся над домом. Пламя мгновенно охватило крышу, верхний этаж стал костром... Братия и богомольцы едва успели вынести церковную утварь и часть книг, всё остальное сгорело. До приезда местной пожарной команды дома не стало. Из толпы монахам сказали: «Ваши труды — как живая жертва Авелева восходит к Богу... Видите, какой огонь поднимается к небу». «Видим, — ответил один из братьев, — но это напоминает нам ещё худший огонь, в котором горит теперь наша несчастная родина - Россия. Что пламя в сравнении с ее страданиями!»
     Однако джорданвилльские русские монахи поразили всех своим мужеством: ниспосланное испытание они дружно встретили великим смирением и молитвенным спокойствием. Несчастие не сломило, а закалило волю братии к подвигу и новым трудам по созданию обители.
     Прощаясь с опечаленными богомольцами, о.Пантелеймон раздавал всем крестики и приговаривал: «сегодня Господь крестил наш монастырь огненным крещением, а вы возьмите крестик на память об этом событии».
     Гости накормили погорельцев тем, что для себя взяли, а бывший хозяин этой фермы временно уступил для моления погоревшей братии зал в своём доме. Братия сразу же устроила там временную церковку, и уже вечером была совершена всенощная.
     На следующий день Владыкой Виталием был совершён чин пострижения в мантийные монахи 2 послушников: Иосифа, в миру - Ивана Колоса (впоследствии Архимандрита) и Павла, впоследствии иеромонаха. В газете «Россия», №233 от 1 июля 1935 г. была заметка: «Много я видал за свою жизнь постригов, но ни разу ещё не видал такого: чтобы с такой убежденностью, с таким умилением и слезами давал кто иноческие обеты молитвы, послушания, труда, целомудрия и нестяжательства, как давали эти новопостриженные иноки погоревшего Свято-Троицкого монастыря. Слезами, молитвой, великими трудами и, великими трудами и лишениями строится Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Огненным крещением очистил Господь это место, чтобы на нём собрались те, кто готов на полное самоотречение, молитвенные подвиги».
     Расчистив пожарище, братия собиралась строить на старом фундаменте одноэтажный домик, где можно было укрыться предстоящей зимой. Однако вслед за огненным испытанием пришла милость Божья — фермер, у которого в доме временно молились монахи, вынужден был выставить его вместе с прилегающими к нему четырьмя акрами земли на торги по банковской задолженности.
     С согласия владельца и при помощи Штатного Банка в Ричфилд-Спринг о.Пантелеймон приобрёл двухэтажный дом с тремя десятками комнат, где поместились и церковь, и трапезная, и монашеские кельи. А через некоторое время неутомимый настоятель наладил здесь типографию, в которой стал печатать книги, брошюры и собственный — Свято-Троицкий — календарь.
     После окончания Второй мировой войны в Джорданвилле приступили к строительству большого каменного храма. В строительный комитет вошли профессор Н.Н.Александров, который впоследствии стал долголетним деканом Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, И.И.Сикорский, Б.В.Сергиевский и другие видные русские общественные деятели. К 1947 г. нижняя церковь во имя Преподобного Иова Почаевского была готова, возводили стены верхнего храма во имя Святой Троицы.
     К этому времени в Джорданвилл прибыло из Европы превосходное пополнение: во главе с епископом Серафимом приехала братия обители Преподобного Иова Почаевского из селения Ладомирово в Словакии, в Карпатах. Среди них— известнейший позже иконописец Киприан (Пыжов) со своим учеником иноком Алипием, печатники иеромонах, а впоследствии архимандрит Антоний, диакон Сергий и много молодой братии. Об этом переезде монах Лавр (Шкурла), ставший потом архиепископом Сиракузским и Троицким, ректором джорданвиллской духовной семинарии, вспоминал:
     «Когда началась Вторая мировая война, то мы жили в братстве в Ладомировой, в Словакии... Сначала мы слышали канонаду, но потом ничего не было слышно и только доходили вести, что немцы дошли чуть ли не до Москвы. Но потом они начали отступать, а советские войска наступали, и тогда нашей братии пришлось думать, что делать дальше. Ведь наше братство миссионерское, и в наших изданиях, например в "Православной Руси", часто помешались статьи против безбожия и против коммунистов. Поэтому дожидаться прихода коммунистов нам нельзя было. В 1944 году братия из Ладомировой в Карпатах должна была эвакуироваться...
     С середины 1944 года до 4 января 1945 года мы жили в Братиславе и там впервые узнали, что такое война, услышали «воздушные тревоги», увидели, как падают бомбы...
     Поскольку фронт приближался к столице Словакии, оказались мы в Берлине. Вечером 5 января мы вышли из поезда и добрались до кафедрального Берлинского собора... Староста собора решил, что вряд ли Господь попустит попасть бомбе в храм Божий. И действительно, храм оставался невредим. Но староста решил пристроить в соборе свой рояль и поставил его в левый придел, прикрыв вещами. И вот единственное место, куда попала зажигательная бомба, это как раз в то место, и только рояль пострадал...
     Через полтора-два месяца после окончания войны, благодаря многочисленным хлопотам нашего настоятеля о. Серафима (Иванова), впоследствии архиепископа, мы уже были в Швейцарии...
     Владыка Виталий (Максименко) предпринял меры, чтобы нашу братию выписать в Америку, где была малочисленная братия в Джорданвилле. В это же время нас пытались соблазнить монахи-униаты из Шевтона, которые говорили «Вы издатели и мы издатели, давайте мы поможем вам при ехать к нам, в Бельгию». Но мы это, конечно, отвергли. Так мы в Женеве прожили около полутора года, когда, наконец, получили разрешение ехать в Америку, это было в ноябре 1946 года...
     30 ноября мы приплыли в Нью-Йорк. Нас прибыло 12 человек, так как некоторым пришлось остаться в Европе по разным причинам. Оставшейся братией в Мюнхене был основан монастырь Преподобного Иова Почаевского... 1 декабря 1946 года мы прибыли в Свято-Троицкий монастырь.
     Нас встретили архимандрит Пантелеймон и отец Иосиф на железнодорожной станции в Херкимере. У монастыря была тогда только одна старая машина. На улице был мороз, а в машине не работало отопление, было очень холодно.
     Часть братии поехала на этой машине, а часть на такси.
     Первые впечатления по приезде в сам монастырь были следующие: никаких зданий тогда не было, кроме коровника и жилого дома, где сейчас семинарское общежитие. И вот, помню, входим мы в дом и сразу чувствуем запах коровок. Храм был в доме, как войдешь — справа. Когда мы вошли, то нас в дверях встретил с посохом в руках владыка Иоасаф, владыка Канадский... Он служил благодарственный молебен.
     …Мы с отцом Флором и владыкой Алипием жили в одной комнате. Было очень холодно, так как весь дом отапливался одной печкой, которая стояла почти при входе в дом. Храм в то время только начинали строить. Там, где сейчас у нас газоны и дорожки рядом с храмом,— была гора красного кирпича, который мы очищали и использовали для внутренней кладки, а снаружи клали белый кирпич. Были наняты специалисты для руководства постройкой, а братия делала подсобную работу»
.
     Вскоре с Дальнего Востока прибыл и игумен Константин, он возглавил всю издательскую деятельность монастыря, обогатив её своим многолетним научно-литературным опытом и писательскими способностями. В мае 1948 г. при монастыре была основана духовная семинария.
     К 1950 году со Старого Света переехал в США Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Анастасий вместе с Синодом и с ними — неизменная спутница РПЦЗ, величайшая русская святыня Чудотворная Икона Божией Матери Курская-Коренная. Величественный собор в Джорданвилле, дивно расписанный архимандритом Киприаном и игуменом Алипием, встретил владыку, а в ноябре 1950 г. им восхищался весь сонм архипастырей Русской Зарубежной Церкви на Архиерейском Соборе.
     Тогдашний Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Анастасий в миру был Александром Грибановским и родился в 1873 г. в Там6овской губернии в семье сельского священника отца Алексея и матушки Анны. Учась в Московской Духовной Академии, он был воспитанником будущего Митрополита Антония (Храповицкого), основавшего РПЦЗ. В 1906 г. состоялась архиерейская хиротония уже известного своим красноречием проповедника отца Анастасия в московском Успенском соборе. В Москве епископ Анастасий познакомился с будущей новомученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной и сблизился с нею. Потом владыка был архиепископом в Бессарабии, после революции уехал в Константинополь, позже пробыл 10 лет в Иерусалиме. После кончины в 1936 г. в Югославии основателя РПЦЗ Митрополита Антония владыка становится преемником Первоиерарха. 67 лет Митрополит Анастасий (Грибановский) отдал священнослужению, из каких 59 был в епископском сане, и скончался в 1965 г. в возрасте 93-х лет, погребен па монастырском кладбище в Джорданвилле.
     В 1954 г. на территории монастыря началась постройка просторного каменного четырехэтажного здания, которая закончилась в 1957 г. Там поместились трапезная, канцелярия, издательство Преподобного Иова Почаевского, редакция журнала «Православная Русь», книжный склад, библиотека, типография и переплетная мастерская, монашеские кельи, пекарня и прачечная. Потом здесь возвели еще один двухэтажный дом для братии, а также помещения столярной и слесарной мастерских, гаражи. Построили два обширных амбара, коровник на сто голов.
     В 1960-е гг. в джорданвилльской Лавре разрослись молочное хозяйство, птицеферма. Докупили земли — и на ее уже 650 акрах раскинулись озера, прекрасные луга. Тут хорошо наладили большую пасеку, парники, огороды. Позже на четверть мили от храма и главного корпуса построили гостиницу для богомольцев, а неподалеку — «старческие» дома, сдающиеся для пожилых, желающих провести последнюю часть своей жизни рядом с монастырем. На монастырском кладбище с его Успенским храмом хоронят православных со всей Америки. Успешно работала большая иконописная мастерская под руководством архимандрита Киприана (Пыжова) и игумена Алипия.
     С давних пор за счет отлично оборудованной типографии, инициативы, высокой образованности и профессионализма редакторов и авторов во всем православном мире хорошо знают издания Свято-Троицкого монастыря. Это журнал «Православная Русь» с ежемесячным приложением в виде журнала «Православная жизнь», церковно-богословский философский сборник «Православный Путь», Троицкий календарь с ежегодным Типиконом, Владимирский календарь. Широко известны и многие тиражи книг богословского, духовного, исторического и нравственно-религиозного содержания лавры.
     С 1956 г. Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле имеет все права высших американских учебных заведений, окончившие её студенты получают звание «бакалавр богословия». Для библиотеки семинарии и монастыря, в которой также находятся книги научного, философского и литературного профиля, было построено отдельное здание. Эта библиотека является книгохранилищем всего Русского Зарубежья.
     С 1988 г. выходит журнал воспитанников Свято-Троицкой семинарии «Русский пастырь». В связи с десятилетием журнала его главный редактор протоиерей Петр Перекрестов говорил: «Цели «Русского пастыря» — «укрепление связи между пастырями, воодушевление их и служение местом обсуждения церковных вопросов» — остаются теми же. Но если в начале журнал был задуман в первую очередь для пастырей, то теперь журнал сам стал как бы пастырем для многих верующих... Мы начали с 40 страниц, а и России у нас первоначально было около 10 читателей. Теперь, по милости Божией, у журнала 104 страницы и половина тиража посылается в Россию».
     Самое последнее храмовое здание Свято-Троицкого монастыря закончили расписывать в 1998 г., это дивной красоты часовня в честь Преподобного Иоанна Рыльского и Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Стоит она на полпути к огромному деревянному кресту, водруженному на вершине холма на запад от Свято-Троицкого храма. С одной стороны белокаменная часовня как бы обрамлена лиственным лесом, с другой - хвойным; традиционно для поморского Русского Севера ее кровля выложена из отдельных деревянных панелей и увенчана сходной по исполнению чешуйчатой же маковкой с восьмиконечным крестом.
     Ниже выложенной из природного продолговатого камня часовни по склону примостили три привезенных огромных валуна рядом с растущими тремя березками и дубком. Летом вокруг колосятся дикий горошек и васильки. Все это прямо связано с прославляемыми здесь святыми и деталями росписи часовни. Горох пророс на месте молитвенного под вига преподобного Иоанна Рыльского, дав ему пропитии васильки — символ поморского Севера, родины святого Иоанна Кронштадтского. Стенопись часовни так же украшена орнаментом из сочетания цветов горошка и васильков.
     Неподалеку от часовни находится пруд, устроенный основателем монастыря о.Пантелеймоном, где ныне освящают воду и крестят оглашенных. Для идущего сюда из монастыря часовня также лежит на одной линии с парящим на холме неподалеку деревянным крестом: это «заканчивает» план устроения святого места. Построить здесь часовню решили для уединенной монашеской молитвы, поскольку сам монастырь стал весьма оживленным миссионерским центром, открытым для тысяч экскурсантов.
     В 1979 г. место будущей часовни освятили и заложили фундамент. Руководил стройкой опытный инженер-строитель И.Г.Гришин, работавший и над возведением кладбищенской Успенской церкви. Главным его помощником был выходец из Болгарии, выпускник здешней семинарии, многолетний трудник монастыря брат Димитрий Блачев, он складывал часовню из увесистых грубо отесанных булыжников в традиционном восточно-византийском стиле, а кровля вышла все же схожей с образцами северо-русского средневековою зодчества. Ю.Егоров выточил из дерева чешуйчатый купол. Главный храмоздательный труд был окончен в 1988 г. на Тысячелетие Крещения Руси.
     16 ноября 1998 г. были освящены фрески часовни. То был год празднования 80-летия со дня кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского, поэтому около входа в часовню на стене водрузили вырубленную из камня икону-барельеф «всероссийского батюшки» работы Василия Петровича Нистратова.
     Сейчас Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле является духовным центром Русской Православной Церкви Заграницей, снабжающим всё Русское Зарубежье церковно-богослужебными книгами, календарями, иконами, крестиками и книгами религиозно-нравственного содержания.Дело, начатое иеромонахом Пантелеймоном, дало большие и богатые всходы. Свято-Троицкий монастырь вправе называться верным и крепким оплотом Русской Православной Церкви Заграницей, достойным, ярким миссионером Святого Православия.
     
     По книгам:
     «Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968». Под ред. Гр. А.А.Соллогуб. Издательство «Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Русской Православной Церкви Заграницей», в 2-х т., 1968.
     В.Г.Черкасов-Георгиевский «Русский храм на чужбине». Издательство «Паломник», Москва, 2003.
     
     

В программе вечера:

- презентация книги инока Всеволода «Охранительство» и двух музыкальных дисков на его стихи;
- демонстрация документального фильма «Джорданвилль»;
- выступления известных историков и литераторов
     
Духовные произведения инока Всеволода прозвучат в исполнении иерея Геннадия Ульянич, Вячеслава Капорина и Юрия Фокина

     Предлагаем распечатать программу вечера.


     
Наш адрес:
ул. Нижняя Радищевская., д. 2,
Проезд: ст. м. «Таганская» (кольцевая)
Справки по телефону: 915-10-30





Новости:

Октябрь 2008
Сентябрь 2008
Август 2008
Июль 2008
Июль 2008
Июнь 2008
Май 2008
Апрель 2008
Март 2008
Февраль 2008
Январь 2008
Декабрь 2007
Ноябрь 2007
Октябрь 2007
Сентябрь 2007
Август 2007
Июль 2007
Июнь 2007
Май 2007
Апрель 2007
Март 2007
Февраль 2007
Январь 2007
Декабрь 2006
Ноябрь 2006
Октябрь 2006
Сентябрь 2006
Август 2006
Июль 2006
Июнь 2006
Май 2006
Апрель 2006
Март 2006
Февраль 2006
Январь 2006
Декабрь 2005
Ноябрь 2005
Октябрь 2005
Сентябрь 2005
Август 2005
Июль 2005
Июнь 2005
Май 2005
Апрель 2005
Март 2005
Февраль 2005
Январь 2005
Декабрь 2004
Ноябрь 2004
Октябрь 2004
Сентябрь 2004
Август 2004
Июль 2004
Июнь 2004
Май 2004
Март 2004
Февраль 2004
Январь 2004
Сентябрь 2003

--
Новости за 2003 год
Архив Новостей прошлых лет



Все материалы представленные на данном сайте принадлежат Библиотеке-фонду "Русское Зарубежье". Их использование без согласия владельца Запрещено!
Редактор: Эпиктетова Лариса Александровна
Copyright: Leonov Boris V., 2003-2006
Страница создана Леоновым Борисов Викторовичем



Хостинг от 4.95$ на INFOBOX.ru! Rambler's Top100 Яндекс цитирования