Главная страница   |   Библиотека  |   Архив  |   Книжное собрание  |   Наша деятельность  |   Материалы и исследования  |   Наш адрес  |   "Медиа-зал"  |   Ссылки  |







Фотоматериалы:


Открытие конференции


Директор Библиотеки-фонда "Русское Зарубежье" Москвин В.А. открывает конференцию


Фазиль Искандер дает интервью радиостанции "Маяк"


Никита Алексеевич Струве

Участники конференции

Сигурд Оттович Шмидт

Жэнь Гуансуань, Солженицына Н.Д., Москвин В.А.

17-19 декабря 2003г.   

Библиотека-фонд "Русское Зарубежье"
Институт мировой литературы им.А.М.Горького РАН
Российский государственный архив литературы и искусств.

 

Международная научная конференция

"АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН:
ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА",


посвященная 85-летию со дня рождения писателя

      Прошедшая 17-19 декабря 2003 г. в Библиотеке-фонде "Русское Зарубежье" совместно с ИМЛИ РАН и РГАЛИ международная научная конференция "Александр Солженицын: проблемы художественного творчества", собрала известных русских писателей, ученых-славистов, российских исследователей. Тема была выбрана не случайно. Проблема художественного творчества, разговор о форме - именно в контексте солженицынского творчества - это прежде разговор о ключе к постижению тех глобальных проблем, которые были раскрыты писателем в литературе ХХ века и поставлены перед нами, читателями. Геополитика, философия, история, публицистика в творчестве Солженицына не потеряли своей актуальности - форма выдержала проверку временем и оказалась органично рожденной пережитым. Проблема соответствия воплощения и замысла - основная проблема художественного творчества - и стала одной из ведущих в этой конференции.
      Обращаясь к творчеству Солженицына, мы имеем дело прежде всего с текстом как отражением души писателя, его творческой философии, его миропонимания. Не случайно Солженицын издал знаменитый "Словарь расширения русского языка" - тем самым расширив и область языкознания. Текст Солженицына как отдельный предмет исследования не сужает, а расширяет поле современного солженицыноведения. Вопрос - как, каким образом слово Солженицына добивается максимального эффекта - становится одним из центральных на конференции, а метод "мелких наблюдений" таит в себе массу открытий. Именно в этом духе были сделаны доклады Ольги Седаковой, Олега Лекманова, Нэлли Щедриной, Юрия Кублановского, Джона Николсона, Юлии Шешуновой и др. Этимологическая обоснованность выбранных имен (О. Лекманов Иваны в "Иван Денисыче""), философская значимость образа дороги как пути к самому себе и дома как пристанища (Дж. Николсон "Дом и "дороженька" в прозе Солженицына), глубинное движение христианских мотивов и особая онтологическая закономерность событий в контексте христианских заповедей (Ю. Шешунова "Православный календарь в "Красном Колесе""), концепция Эроса в прозе писателя (Александр Урманов) и полемический ответ на это выступление Никиты Струве, заметившего, что эротические мотивы, отслеженные в докладе А.В. Урманова, не дают полного представления о концепции Эроса у Солженицына. С точки зрения Н.А. Струве, в эпоху антологической катастрофы Солженицын увидел в человеке то нетленное, что никакое зло не в состоянии разрушить; и именно этот путь возвращения человека самому себе, акт освобождения, который принесла с собой проза писателя, оказываются у писателя более широким пониманием Эроса - любви.
      Отдельным направлением конференции стала тема преемственности в творчестве Солженицына - диалог современного писателя с русской классикой, притяжение и отталкивание этих двух полюсов. Об этом - доклады Владимира Захарова "О глубинных совпадениях Солженицына и Достоевского", Павла Спиваковского "Полифоническая картина мира у Ф.М. Достоевского и А.И. Солженицына", Ричарда Темпеста "Встреча в Ясной Поляне: диалог Солженицына с Толстым", Олега Павлова "Русский человек в ХХ веке: Александр Солженицын в зазеркалье каратаевщины".
      Через диалог современного писателя с русской классикой конференция заявила еще одну существенную тему в творчестве Солженицына. Это обновление особой, чисто русской литературной традиции - пророческой. Об этом доклад Людмилы Сараскиной "Историософский образ Двадцатого века в творчестве Солженицына", Игоря Золотусского "Александр Солженицын и "Выбранные места из переписки с друзьями"". Разговор об этой традиции напрямую пересекается с публицистикой Соженицына. Однако в данном случае публицистика как определение звучит слишком узко-утилитарно. Трудно назвать "Выбранные места" Гоголя -- книгу, осмелившуюся поставить "вечные вопросы" -- публицистикой. Во многом этим же путем идет и Солженицын. По большому счету - это отдельная ветвь русской литературы - по определению Золоусского - "исповедальная, проповедническая". Именно здесь, казалось бы, писатель выходит за пределы литературы, за пределы художественности, нарушает своеобразные негласный литературный "этикет", и тем самым совершает поступок, заявляя публично о трагических сломах своего времени и пытаясь найти из них выход. Именно об этом - наиболее широком - понимании писателем своей задачи - говорили и Валентин Распутин в докладе "Спустя 30 лет (публицистика А.И. Солженицына начала 1970-х годов, до высылки из России)", и в своей вступительной речи "Явление Солженицына. Опыт синтеза" Никита Струве. "Я стараюсь ощутить, - заметил Н. Струве, - что именно за пределами художественного творчества или за пределами литературы, исходя из того убеждения, что литература тогда велика, когда она переходит границы литературы". Распутин говорил не просто о прозорливости писателя, предугадавшего с точностью множество ошибок, которые были совершены в политической и общественной жизни России, обреченной на самый мучительный путь к "свободе", не только о точности диагноза, данного Солженицыным, но и о тех путях, которые были предложены как альтернатива. Сегодня злободневный доклад Распутина можно расценить и как живой призыв с трибуны, и как следование тем самым, классическим "исповедальным, пророческим" традициям в русской литературе: "...еще настоятельней, чем тридцать лет назад, от нас требуется:
      жить не по лжи,
      содержать себя в нравственной чистоте и правде,
      не поддаваться унынию и робости перед сгущающимся злом,
      на виду у транжирства, бесстыдства и окаянства обходиться малым в материальных и физических потребностях, а духовные обращать к спасительному лону нашей России". Отсюда понимание всей публицистики Солженицына не просто как вида литературной деятельности, а как настоятельного поиска выхода из тупика. Как заметил Никита Струве, это не сводимо у Солженицына только к моральному упорядочиванию жизни, а выстрадано всей судьбой писателя - через лагерь, через тюрьму, через умирание в раковом корпусе. Умирание, умаление, самоограничение - это всего лишь разные проявления освобождения человека. Как и Валентин Распутин, Струве отметил главный призыв публицистики Солженицына - самоограничение - как наиболее жизнеутверждающий: "Самоутверждаясь и самонаслаждаясь человек теряет самого себя. Самоограничение входит в основную онтологию человека - в этом его обретение самого себя".Не случайно Струве в поисках истоков этого основного философского усилия солженицынского творчества идет к пушкинскому "Пророку" и далее - к богословскому понятию "кенозис". Возвышение человека через самоумаление - одно из самых глубоких христианских откровений. Через все катастрофы и ужасы концентрационного мира Солженицын увидел, воспел реального человека, его несгибаемость, его человечность. "Этот дар видения в человеке его неистребимой человечности, - заметил Н. Струве, -- принес нам Солженицын. И почему он нам будет всегда нужен, и мы будем всегда от него питаться".
М.Васильева

 

      Международная научная конференция " Александр Солженицын: проблемы художественного творчества" была посвящена 85-летию А.И.Солженицына
      Ее организаторы -Библиотека-фонд "Русское зарубежье", издательство "Русский путь", Институт мировой литературы имени Горького - объединили литературоведов, издателей,социологов, литераторов в исследовании многогранного творчества Солженицына - прозаика,
публициста ,мыслителя, гражданина.
      Широта обсуждаемых проблем прослеживается даже по названиям докладов,прозвучавших на заседаниях в Библдиотеке-фонде "Русское зарубежье":
      д.ф н.,профессор Н.А.Струве "Явление Солженицына.Опыт синтеза".,
      д.ф.н. Л.Сараскина "Историософский образ ХХ века в творчестве Солженицына", Е.Чуковская "Александр Солженицын: от выступлений против цензуры к свидетельству об Архипелаге ГУЛаге, Ю.Кублановский "Военная проза А.И.Солженицына", В.Распутин "Спустя 30 лет(публицистика А.И.Солженицына начала 1970-х годов до высылки из России".
      Важным этапом в становлении отечественного "солженицыноведения" назвал конференцию директор издательства "Русский путь" и библиотеки-фонда "Русское зарубежье" В.Москвин. Отечественные исследователи, долгие годы лишенные возможности изучать творчество А.И. Солженицына только в последние десять-пятнадцать лет получили доступ ко всем произведениям писателя, к изданиям прозы, философских, публицисти -ческих трудов Солженицына. Не было и научных конференций, широкого обмена мнениями. И хотя в чем-то только сейчас удается наверстывать зарубежных коллег, именно в наше время на российской почве исследователи открывают смысл многих пророческих идей Солженицына.
      И это подтвердила конференция "Александр Солженицын : проблемы художественного творчества", которая стала крупнейшей международной
научной конференцией , осмысляющей творчество и жизненный путь нашего великого соотечественника.
Т. Приходько

Высказывания участников конференции.

Алексей Климов,США
"Когда я веду курс по русской литературе ХХ века для американских студентов, я обычно подробно останавливаюсь на произведении А.Солженицына "В круге первом" - и это произведение пользуется большим успехом у моих юных соотечественников".

Жэнь Гуансуань, профессор Пекинского университета,специалист по русской литературе и культуре.
Первая встреча с творчесвом Солженицына произошла у китайских читеталей в 1962 году, когда его рассказ "Один день Ивана Денисовича" был переведен на китайский язык. А вот с таким фундаменгтальным трудом как "Архипелаг ГУЛаг" в Китае познакомились на 8 лет раньше,чем в
СССР, где это произведение было запрещено.

Ю.Кублановский,поэт.
Военная проза Солженицына достойно завершает отечественную прозу ХХ века. Да и в целом , видимо, ждать произведений на военную тему от писателей-фронтовиков более не приходится.С культурной сцены сходят и они, и шестидесятники . Сейчас мы стоим перед угрозой окончательного захвата литературного пространства постмодернистскими конъюнктур -щиками ,которым слабосильно противостоят в основном эклектики.Тем живительнее еще раз,может быть напоследок, надышаться ключевым воздухом русского реалистического рассказа А. Солженицына.

Фазиль Искандер, писатель
Сама личность Александра Исаевича Солженицына она вдохновляюще действовала на меня. Я более уверенно шел своей дорогой, потому что был он .Солженицын проявил не только невероятный талант,но и неслыханную за все советское время смелость. Талант и невероятная твердость убеждений - такого мощного сочетания в России не было.    

см. также: Программа конференции





Новости:

Октябрь 2008
Сентябрь 2008
Август 2008
Июль 2008
Июль 2008
Июнь 2008
Май 2008
Апрель 2008
Март 2008
Февраль 2008
Январь 2008
Декабрь 2007
Ноябрь 2007
Октябрь 2007
Сентябрь 2007
Август 2007
Июль 2007
Июнь 2007
Май 2007
Апрель 2007
Март 2007
Февраль 2007
Январь 2007
Декабрь 2006
Ноябрь 2006
Октябрь 2006
Сентябрь 2006
Август 2006
Июль 2006
Июнь 2006
Май 2006
Апрель 2006
Март 2006
Февраль 2006
Январь 2006
Декабрь 2005
Ноябрь 2005
Октябрь 2005
Сентябрь 2005
Август 2005
Июль 2005
Июнь 2005
Май 2005
Апрель 2005
Март 2005
Февраль 2005
Январь 2005
Декабрь 2004
Ноябрь 2004
Октябрь 2004
Сентябрь 2004
Август 2004
Июль 2004
Июнь 2004
Май 2004
Март 2004
Февраль 2004
Январь 2004
Сентябрь 2003

--
Новости за 2003 год
Архив Новостей прошлых лет



Все материалы представленные на данном сайте принадлежат Библиотеке-фонду "Русское Зарубежье". Их использование без согласия владельца Запрещено!
Редактор: Эпиктетова Лариса Александровна
Copyright: Leonov Boris V., 2003-2006
Страница создана Леоновым Борисов Викторовичем



Хостинг от 4.95$ на INFOBOX.ru! Rambler's Top100 Яндекс цитирования