Главная страница   |   Библиотека  |   Архив  |   Книжное собрание  |   Наша деятельность  |   Материалы и исследования  |   Наш адрес  |   "Медиа-зал"  |   Ссылки  |

     

31 октября 2005 г.

в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье»

состоялcя

вечер памяти

Ариадны Скрябиной

К 100-летию со дня ее рождения

см. анонс

     

Т.Ю.Масловская


А.С.Скрябин

Вечер вела профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат искусствоведения Татьяна Юрьевна Масловская. Она рассказала об удивительной биографии Ариадны Скрябиной.
Был показан фильм из цикла «Парижский журнал с писателем Борисом Носиком» (киноверсия очерка «Табличка на рю де ла Помм» // Носик Б.М. Русские тайны Парижа – СПб: «Золотой век», «Диамант», 1998).
     Божественная музыка А.Н.Скрябина – ибо, по уверению композитора, в основе ее лежит Вера, а не разум, творческая эволюция, призванные преобразить мир – прозвучала в исполнении пианисток А.Ю.Николаевой и А.А.Сац.
     Вечер был организован Фондом им. А.Н.Скрябина, возглавляемым потомком гениального композитора, кандидатом исторических наук Александром Серафимовичем Скрябиным. В его прочтении прозвучали стихи Ариадны Скрябиной.
     А.С.Скрябин сказал несколько слов об А.Н.Скрябине, представив вышедшую в прошлом году в серии «ЖЗЛ» книгу С.Р.Федякина (ст. научного сотрудника БФРЗ) «А.Н.Скрябин» (М.: Молодая гвардия, 2004), отдав должное мастерству и эрудиции автора книги и его непредвзятости в изложении биографии композитора.


     

Ариадна Скрябина – поэма экстаза

В биографии Ариадны Александровны Скрябиной (по первому мужу Лазарюс, по второму – Межан, по третьему – Фиксман, в иудействе – Саре, в Сопротивлении – Режúн), много белых пятен, рождающих домыслы и фантазии. Особенно малоизучена ее биография периода 1922-1935 гг. (с момента выезда за границу – до встречи со знаменитым поэтом Довидом Кнутом). По мере выхода новых публикаций и выявления неизвестных документов линия судьбы А.Скрябиной приобретает целостность, а «нить Ариадны» делается надежней и притягательней.
     

А.Н.Скрябин (1871 - 1915)

Ариадна родилась 26 октября 1905 г. в итальянском городке Больяско. Родители Ариадны – Александр Николаевич Скрябин и Татьяна Федоровна Шлёцер. Брак их так и не будет зарегистрирован, т.к. первая жена композитора не даст развод, детям разрешат взять фамилию отца уже после его смерти (он подписал прошение об этом на высочайшее имя, будучи уже смертельно больным).
«Мир обогатился еще одним прекрасным созданием с черными глазами», – писал А.Н.Скрябин, когда родился первенец их любви. Затем на свет появятся Юлиан (12 февраля 1908 г.) и Марина (17 января 1911 г.).


Т.Ф.Шлёцер. 1921 г.
Портрет Н.Вышеславцева.

«Мы родились вместе, я и “Поэма экстаза”», – позднее произнесет Ариадна. На протяжении нескольких лет Скрябин писал «Поэму экстаза» (музыку и авторский комментарий в стихах). Ариадна впитала ее, находясь во чреве у матери, красавицы Татьяны Шлёцер, безумно любившей своего мужа, разделявшей его творческие устремления, ставшей ему верным другом.

     

Больяско (близ Генуи, Италия).
В этом городе родилась Ариадна Скрябина.
На заднем плане - А.Н.Скрябин

А.Н.Скрябин за роялем.
1909 г.

Рисунок Л.О.Пастернака

Александр Скрябин и Татьяна Шлёцер
на берегу Оки.
1912 г.

     В первые годы жизни Ариадны (1905-1910 гг.) А.Н.Скрябин ездил по Европе с концертами (Италия, Голландия, Бельгия), в 1910 г. вернулся в Россию.
     В 1912 г. семья переезжает в дом, ставший впоследствии легендарным (там сейчас музей), по адресу: Большой Николо-Песковский переулок, дом 11. Дом принадлежал профессору Московского университета, филологу А.А.Грушке (он обожал музыку Скрябина, был любимым учеником И.В.Цветаева). Здесь бывали: философы: С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев; музыканты: дирижер С.А.Кусевицкий, пианист и композиторы А.Б.Гольденвейзер; деятели театра: К.С.Станиславский, Алиса Коонен, А.Я.Таиров; поэты: К.Д.Бальмонт, Вяч.И.Иванов, Ю.К.Балтрушайтис, Б.Л.Пастернак и др. Со многими из гостей дома был знаком и Скрябин.

Татьяна Фёдоровна Шлёцер с детьми:
Ариадной, Юлианом, Мариной.
Москва, 1918 г.

Детство Ариадны проходило светло и безмятежно: дети были окружены любовью родителей, атмосфера дома – одного из центров музыкальной жизни Москвы – неизменно одухотворенная и творческая. С ранних лет Марина рисовала, Юлиан писал музыку (подавал большие надежды как композитор), Ариадна музицировала (училась в Московской консерватории) и сочиняла стихи.

Константин Бальмонт
с дочерью Миррой.
Москва, 1920 г.

Недалеко от А.Н.Скрябина в 1913 г. снимет квартиру К.Бальмонт. Они сразу поняли, что одной природы, их эстетические стремления были близки: борьба света и тьмы, утверждение Бого-Человека. Бальмонтовские «Гимн огню», «Гимн Солнцу» были сродни скрябинской поэме «Прометей: Поэма огня». Они утверждали – жизнь и все ее проявления в природе есть праздник, и искусство призвано постоянно преображать людей, напоминая об этом. Скрябин перечитывал с карандашом в руках книги Бальмонта «Будем как солнце» и «Зеленый вертоград». Бальмонт, вдохновленный музыкой Скрябина, написал статью: «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина», а также множество стихов. Зачем столько строк о солнце и огне? – Иначе невозможно понять сущность Ариадны, наследовавшей от отца, кроме творческих идеалов, способность мобилизовать силы во имя идеи, а от матери – женское очарование, магнетизм и экзальтацию.
     Когда Ариадне было 10 лет, скоропостижно умирает отец (А.Н.Скрябин умер от заражения крови 14 апреля 1915 г.). Затем октябрь 1917 г., сокрушавший все жизненные устои… И голод, заставивший Т.Ф.Шлецер с детьми уехать в Киев. В июне 1919 г. новая трагедия потрясла семью: гибель Юлиана (его нашли мертвым на берегу Днепра). После гибели сына мать с младшей дочерью уехали в Москву, а Ариадну поместили в Смольный институт, переведенный в то время в Новочеркасск. Подруга Ариадны Е.Калабина добавляет штрихи к ее портрету: «Мы, интеллигенты того времени, стеснялись, например, сказать кому-либо, что занимаемся сбором топлива, ищем, чем заработать на пропитание…» Ариадна же этого не стеснялась; наоборот, предлагала свою помощь (например, в лепке кирпичиков из навоза, их использовали как топливо).
     К началу 1920-1921 учебного года Ариадна вернулась в Москву и поступила в гимназию Брюхоненко. Она «носила старинный бархатный коричневый салоп с буфами на рукавах, какие в 19 веке носили наши мамы и бабушки».

Ариадна и Ирина Эфрон.
Москва, 1919 г.

Большой Николо-Песковский переулок, где живут Скрябины, – продолжение Борисоглебского, но по другую сторону Собачьей площадки. Там в 1914-1922 гг. живет семья Марины Цветаевой. Недавно она потеряла дочь (Ирина умерла от голода 3 февраля 1920 г. в Кунцевском приюте под Москвой). Нет известий от мужа, Сергея Эфрона, сражающегося в рядах Добровольческой армии. Со Скрябиной (Цветаева называла Татьяну Федоровну всегда только по фамилии мужа) их сближает двойное горе и общий долг материнства. А Ариадна Эфрон подружилась Ариадной и Мариной Скрябиными.
     Ариадна Эфрон запишет: «Зайдешь к ним [к Бальмонтам] – Елена [жена К.Бальмонта], вся в саже, копошится у сопротивляющейся печурке, Бальмонт пишет стихи. Зайдут Бальмонты к нам, Марина пишет стихи, Марина же и печку топит. Зайдешь к Скрябиным – там чисто, чинно и тепло, – может быть, потому, что стихов не пишет никто, а печи топит прислуга...» (эта зарисовка относится к 1921-1922 гг., когда в квартире Скрябина начал создаваться музей, что спасло дом от погрома, а хозяев – от голода). В гости ходили, принося бесценные по тем временам подарки – еду, дрова. В квартире Скрябиных состоялись «проводы» в эмиграцию семьи Бальмонтов.
     В гимназии А.Скрябину невзлюбили, но она не обращала внимание на насмешки, вела себя высокомерно. Она взяла псевдоним Орлицкая (под впечатлением пьесы Ростана «Орленок», о сыне Наполеона, чья судьба ее взволновала), и в стихах говорила о музыке. Вот стихи, посвященные подруге, пианистке Т.Голубевой:

     Смотри, как дышит влагой каждый атом
     Ночного воздуха. Роняя стон,
     Кровавый клонится к земле бутон,
     Напитанный томящим ароматом.
     
     Чуть слышен бег ручья по горным скатам.
     Дыханьем вредной неги упоен,
     Он расширяет сердце. Дух влюблен
     В смолу, что виснет на коре агатом.

     

* * *

     Божественно силен и горд
     Звучит, теряясь в отдаленье,
     Последний на земле аккорд.
     Он проживет еще мгновенье.
     
     Что значат в звуках времена?
     Значенье в мире их условно:
     Секунда мной превращена
     В экстаз кипучий и любовный.

     

Гимназии Брюхоненко А.Скрябина не окончила, просто перестала ее посещать. В это время (в 1921-1922 гг.) она начинает заниматься в ГИСе (Государственном Институте Слова, впоследствии Литературный институт). Но ходит только на те лекции, которые ей интересны. Среди лекторов ГИСа – Валерий Брюсов, высоко чтимый Ариадной.
     Смерть сына окончательно подорвала здоровье Т.Ф.Шлецер. Ни дети, ни друзья не могли избавить Т.Ф. от чувства одиночества. Из воспоминаний Ариадны Эфрон: «…Я играю с его [А.Н.Скрябина] дочками, Ариадной и Мариной, а жена его, красивая, черноглазая, вся бархатная, плакала над его нотами и никому не давала прикоснуться к его инструменту... У нее всегда болела голова...» Т.Ф.Шлецер страдала бессонницей, депрессиями. Опасаясь за ее состояние, друзья, среди которых была и М.Цветаева, решили дежурить по ночам, установив очередность. В 1921-1922 гг. Т.Шлёцер и М.Цветаева особенно подружились. В те дни или ночи М.Цветаева написала стихи, посвященные Татьяне Федоровне:

     ...Бессонница! Мой друг!
     Опять твою руку
     С протянутым кубком
     Встречаю в беззвучно-
     Звенящей ночú…

     

Заглянув в тетради Ариадны Скрябиной, обнаружим много юношеских стихов, обращенных к сестре Марине, к Але Эфрон, с которой она дружила и в Москве, и во Франции, несмотря на разницу в возраст... Стихи к матери:

     Ты вся любовь, все совершенство.
     Клянусь! За твой единый взгляд
     И рая вечного блаженство
     Я променяла бы на ад.
     
     Ты как бездонное зерцало,
     Ты как холодный горный ключ,
     Текущий искрами кристалла,
     Когда в нем светит лунный луч.

     

В этой атмосфере высокой скорби утрат – «пир во время чумы» – жила и взрослела Ариадна. Скорбь, заключенную в самом звучание фамилии «Скрябина», отметит позднее Довид Кнут:

     Будто было когда-то обещано это:
     Ненасытные руки твои,
     Ветер, запах волос, запах позднего лета,
     Скорбный голос, любовною скорбью согретый,
     Темный воздух последней любви.

     

В апреле 1922 г. умирает Татьяна Федоровна. За ее гробом «рука об руку» идут М.Цветаева и Б.Пастернак, почитатель и ученик Скрябина. Об этом символичном факте они позднее обмолвились в письмах, перекликнувшись именем Скрябина (два несостоявшихся музыканта и великих поэта).
     После смерти матери Ариадна с сестрой и бабушкой уезжает в Бельгию, вскоре переезжает в Париж с целью поступления в Сорбонну на филологический факультет. Но средств на образование нет. В июле 1923 г. А.Скрябина подает заявление в «Центральный Комитет по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей», прося финансовой поддержки (в архиве Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» хранится ее дело). Рекомендации А.Скрябиной дают поэт К.Бальмонт и дирижер С.Кусевицкий. (В 1921 г. Ариадна предложила одной из подруг организовать театр. «Это будет лучший театр в мире», – сказала она, имея ввиду театр, где будут поставлены поэмы ее отца и главная из них – мистерия «Предварительное действо», грандиозный замысел А.Н.Скрябина, в котором бы участвовало «всё человечество», и включены были все виды искусств). Ариадна обладала высокой техникой игры на рояле, – ведь для постановки «Поэм» требовалась как музыкальное, так и лингвистическое образование. Но она не окончила Сорбонну. На жизнь зарабатывала, служа секретарем «Общества музыки и танца» в Париже. Продолжала писать стихи и прозу.
     В ноябре 1922 г. в Париж приезжал В.Маяковский, чьи выступления произвели фурор среди русской эмиграции, а также поселили надежду на интерес к их творчеству, на примирение различных течений в искусстве. В марте 1923 г. в Париже была образована группа русских и французских художников и поэтов «Через». Название группы символизировало, что через границы – политические, языковые, географические, жанровые – группа донесет до французов достижения русского авангарда в Париже и Москве. А.Скрябина вошла в состав Группы, преследующей цели, столь близкие ее творческим задачам. С чтением своих стихов А.Скрябина выступила лишь однажды на поэтическом вечере Группы 29 апреля 1923 г., вместе с Полем Элюаром, Борисом Поплавским, Александром Гингером, Георгием Евангуловым, Михаилом Струве, Борисом Божневым и др. Группа просуществовала недолго (около года). Но А.Скрябина обрела множество знакомств; подружилась с Верой Шухаевой, Владимиром Познером, Довидом Кнутом и др.
     В начале 1924 г. вышел первый (и единственный) сборник стихов А.Скрябиной. Основная тема стихов – духовный поиск, христианские мотивы, любовная лирика. В книге помещен этюд «Иисус Навин», эпиграфом к которому стали строки из поэтического комментария А.Н.Скрябина к поэме «Предварительное действо»:

     Но чем омрачен
     Этот радостный миг?
     Именно тем,
     Что он цели достиг.
     Он сожалеет
     О прошлой борьбе,
     И на мгновенье
     Чувствует он
     Скуку, уныние
     И пустоту.

     

На сборник последовало несколько рецензий отрицательного характера (хотя есть и положительные отзывы мемуаристов). Одна из них, Г.Адамовича, вероятно, заставила А.Скрябину задуматься о способе воплощения в жизнь своего предназначении: «...С формальной стороны автора можно было бы упрекнуть в очень многом, но очень многое можно было бы ему и простить, если бы в его стихах чувствовалась “своя” манера обращаться со словом – единственный признак поэта. Этого признака в стихах Скрябиной пока еще не заметно».
     В 1924 году она выходит замуж за фр. композитора Даниэля Лазарюса. 3 февраля 1925 г. у нее рождается дочь Татьяна-Мириам. Тремя днями раньше у М.Цветаевой родился сын Георгий (Мур). Ариадна посылает ей поздравительную записку и подарок сыну. «Вот мы и сравнялись,.. – пишет М.Цветаева. – У меня сын, у нее дочь. Возрасты стерты». И посылает только что вышедшую свою книгу – поэму «Мóлодец»: «...Для Ариадны Скрябиной в благодарность за вязаную кофточку для Мурки».
     
Кризис в Европе, тяжелый для всех, для русских эмигрантов во Франции был особенно тяжел. И русские, как и в 1920-ые годы в России, помогают друг другу, чем могут...
     

Ариадна Скрябина и Довид Кнут
Париж, осень 1939 г.

В 1935 г. Ариадна предстает перед Довидом Кнутом. Об этом романтическом знакомстве так писали мемуаристы:
Д.Кнут, разъезжая по Парижу на велосипеде, попал под машину, получив сотрясение мозга. Ариадна ухаживала за ним. И твердо объявила: «мы должны быть вместе». В тот момент она была женой писателя Рене Межана и вскоре должна была родить сына Эли (заметим, что следующая беременность не помешала ей активно участвовать в Сопротивлении и родить сына Йоси; в чем тут секрет? думаю, не в «горящей избе» и «остановке коня на скаку», а в ветхозаветном отношении к миссии женщины).
     
Однажды, в парижском кафе «Хамелеон», где проходили собрания литературно-артистического кружка «Гатарапак», появился юноша с лицом оливкового цвета… Это был Довид Кнут… В первый же вечер он поднялся на невысокую эстраду и начал читать стихи... о бессарабских степях, о кочующих таборах цыган, о звенящих песках пустыни и о женщине, имя которой было – Сара. «Поздно ночью, – вспоминает Яков Цвибак, – мы вышли втроем: Довид, я и эта Сара, смуглая красавица с библейским лицом…». Имя «Сара» Ариадна возьмет позднее, когда она и Д.Кнут станут мужем и женой, в марте 1940 года. Став женой еврея, она посчитала необходимым принять веру мужа, перейти в иудаизм. Новой вере, как и всему, что она делала, Сара предается страстно и самозабвенно.
     
Как только фашисты оккупировали Францию (лето 1940 года), начало формироваться Сопротивление. Первый очаг его, Национальный комитет общественного спасения, базировался в «Музее Человека» в Париже. Его участник, Борис Вильде, в первом номере газеты «Резистанс», поместил обращение, призывающее «объединяться в ячейки, выбирать старших, соблюдать дисциплину, конспирацию, гнать от себя людей неразумных и болтливых»: «…У всех нас только одно стремление, одна страсть, одно желание: возродить Францию, чистую и свободную». Нина Берберова писала о тех страшных днях: «Юрий Мандельштам арестован, Фельзен арестован, Раиса Блох и Михаил Горлин исчезли, погибли… Адамович, Софиев (потерявший жену) на фронте; Кнут и Оцуп ушли в Сопротивление; Ладинский, Раевский прячутся…». Сотни русских эмигрантов сражались в Сопротивлении, их заслуги были оценены Французским народом и правительством. Сердце Ариадны билось тем же – желанием действовать.

Сара Фиксман (Ариадна Скрябина).
Париж, 1943 г.


Поэзия и жизнь для Сары Фиксман и Довида Кнута были способом воплощения их идей. Ариадна продолжала дела своего отца, конечная цель которого – поиск потерянного рая. Д.Кнут был «не поэт, а воинствующий израильтянин» (З.Гиппиус). «Тема поэзии Кнута – борьба, вскоре после 1938 года сделалась темой также и его жизни» (Ю.Терапиано). Они издают антинацистскую газету, работают в группах Сопротивления. А.Скрябина организуют эвакуацию еврейских детей из оккупированных районов Франции и их переход через границу (обратно во Францию она возвращалась с грузом оружия).
     Ввиду ряда причин Д.Кнут со старшим сыном Эли перебирается в Швейцарию; туда же позднее А.Скрябина переправляет младшую дочь Бетти с полугодовалым Йоси. Старшая дочь оставалась с ней и участвовала в операциях. А.Скрябина погибла в июле 1944 года в г. Тулузе (на ее квартире была устроена засада). Посмертно она награждена Медалью Сопротивления и Военным крестом с Серебряной звездой. На доме, где погибла А.Скрябина, членами Движения сионистской молодежи Тулузы установлена мемориальная доска с надписью: «В память Режúн – Ариадны Фиксман, героически павшей от рук неприятеля 22 – 7 – 44, защищавшей еврейский народ и нашу родину Землю Израиль» (перевод с фр.).
     

Борис Пастернак позднее скажет: «Скрябинские рассуждения о сверхчеловеке были исконной русской тягой к чрезвычайности… Человек, деятельность человека должны заключать элемент бесконечности, придающий явлению определенность, характер». В предвоенном 1939 г., вернувшись из эмиграции, проходя мимо дома Скрябиных, М.Цветаева, вспомнив, вероятно, деятельную доброту Ариадны, ее «чрезвычайные жесты» и тягу к героике, произнесла: «Русская, русская, настоящая русская женщина».
     
И.М.Невзорова, координатор Научно-исследовательского отдела БФРЗ


     
Наш адрес:
ул. Нижняя Радищевская., д. 2,
Проезд: ст. м. «Таганская» (кольцевая)
Справки по телефону: 915-10-30





Новости:

Октябрь 2008
Сентябрь 2008
Август 2008
Июль 2008
Июль 2008
Июнь 2008
Май 2008
Апрель 2008
Март 2008
Февраль 2008
Январь 2008
Декабрь 2007
Ноябрь 2007
Октябрь 2007
Сентябрь 2007
Август 2007
Июль 2007
Июнь 2007
Май 2007
Апрель 2007
Март 2007
Февраль 2007
Январь 2007
Декабрь 2006
Ноябрь 2006
Октябрь 2006
Сентябрь 2006
Август 2006
Июль 2006
Июнь 2006
Май 2006
Апрель 2006
Март 2006
Февраль 2006
Январь 2006
Декабрь 2005
Ноябрь 2005
Октябрь 2005
Сентябрь 2005
Август 2005
Июль 2005
Июнь 2005
Май 2005
Апрель 2005
Март 2005
Февраль 2005
Январь 2005
Декабрь 2004
Ноябрь 2004
Октябрь 2004
Сентябрь 2004
Август 2004
Июль 2004
Июнь 2004
Май 2004
Март 2004
Февраль 2004
Январь 2004
Сентябрь 2003

--
Новости за 2003 год
Архив Новостей прошлых лет



Все материалы представленные на данном сайте принадлежат Библиотеке-фонду "Русское Зарубежье". Их использование без согласия владельца Запрещено!
Редактор: Эпиктетова Лариса Александровна
Copyright: Leonov Boris V., 2003-2006
Страница создана Леоновым Борисов Викторовичем



Хостинг от 4.95$ на INFOBOX.ru! Rambler's Top100 Яндекс цитирования